Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Провода воздушных линий

Провода воздушных линий чаще всего прокладываются неизолированными.

В зависимости от разнообразных условий работы воздушных линий электропередачи (ВЛЭП) провода могут иметь разные конструкции:

- однопроволочные провода из одного металла, выполненные из одной проволоки;
- многопроволочные провода из одного металла, свитых между собой из нескольких проволок;
- многопроволочные провода из разных металлов;
- пустотелые провода;
- биметаллические провода.

Многопроволочные провода имеют одну центральную проволоку, вокруг которой делаются следующие ряды проволок. При одном ряде (повиве) провод свит из 7 проволок, при двух повивах - из 19, при трёх повивах - из 37 проволок. Скрутка смежных повивов производится в разных направлениях для обеспечения более круглой формы провода и большей  устойчивости против раскручивания.

Основные преимущества многопроволочных проводов по сравнению с однопроволочными:

- большая гибкость, большая сохранность и удобство монтажа;
- высокие сопротивления на разрыв, однопроволочные провода с сечениями 25 мм2 и более имели бы пониженное сопротивления на разрыв.

Однопроволочные провода изготавливаются для сечений 4, 6, 10 мм2, многопроволочные - от 10 мм2.

Провода из цветного металла из-за атмосферного воздействия быстро покрываются тонким слоем окиси металла и дальнейшему разрушению не поддаются. В результате  плохой проводимости оксидной пленки электрический ток "разбивается" на ряд параллельных токов, идущих по проволокам провода, и из-за скрутки провода (длина проволок на 2...3% больше длины провода, измеренной по оси) активное сопротивление многопроволочного провода повышается на 2...3%.

Необходимость повышения механической прочности привела к изготовлению сталеалюминиевых проводов, в которых сердечник провода выполняется из одной или нескольких свитых стальных оцинкованных проволок. Токоведущей частью провода являются алюминиевые проволоки, покрывающие стальной сердечник одним, двумя или тремя повивами.

Сталеалюминиевые провода изготавливаются следующих марок:

- АС, имеющие отношение сечений алюминия и стали 5,5...6;
- АСО (облегченной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали 7,5...8:
- АСУ (усиленной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали около 4.5.

Наиболее целесообразно применение проводов АСО.

Механическую нагрузку (тяжение по проводу) воспринимают сталь и алюминий. Для сталеалюминиевых проводов с отношением сечения алюминия к сечению стали около 5...6 алюминиевые проволоки принимают 50...60 % полного тяжения по проводу. Если требуется применение проводов с очень большой механической прочностью и малым активным сопротивлением, применяют сталебронзовые и сталеалдреевые провода. Алдрей  - это сплав алюминия с незначительной долей (около 1,2%) магния и кремния.

На практике применение пустотелых медных и биметаллических проводов встречается крайне редко.

Провода обозначаются следующим образом: М - медь. А - алюминий. Ал - алдрей, С - сталь, Б - бронза.
Для обозначения провода рядом с маркой даётся номинальное сечение провода, например, А-50 - алюминиевый провод с сечением 50 мм2, но цифра при марке сталеалюминиевого провода, например АС-150, даёт только номинальное сечение алюминиевой части провода.

Принята следующая шкала номинальных сечений неизолированных проводов: 4, 6, 10, 16, 25, 35, 50, 70, 95, 120, 150, 185, 240, 300, 400, 500, 600, 700 мм2.

Назад