Краны
Запорные устройства, подвижная деталь затвора (пробка) в которых имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока и при перекрытии потока вращается вокруг своей оси, называют кранами. Любой кран имеет две основные детали: неподвижную- корпус, и вращающуюся - пробку. В зависимости от геометрической формы уплотнительных поверхностей затвора краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые или со сферическим затвором (в газовом хозяйстве применяются конические и шаровые).
Существуют и другие конструктивные признаки, по которым возможно классифицировать краны, например по способу создания удельного давления на уплотнительных поверхностях, по форме окна прохода пробки, по числу проходов, по наличию или отсутствию сужения прохода, по типу управления и привода, по материалу уплотнительных поверхностей и т. д. Форму конуса имеют уплотнительные поверхности конических кранов. В арматуростроении конусность пробки (корпуса) в зависимости от антифрикционных свойств применяемых материалов берут обычно равной 1 : 6 или 1 : 7.
Краны с коническим затвором, в зависимости от способа создания определенного удельного давления между корпусом и пробкой для обеспечения требуемой герметичности в затворе, можно подразделить на определенные конструктивные типы: натяжные, сальниковые со смазкой и с прижимом пробки. Простейшие по конструкции натяжные краны различаются только по способу создания удельного давления между корпусом и пробкой.
Самыми распространенными являются муфтовые краны с резьбовой затяжкой. Их основные преимущества состоят в простоте конструкции, в удобстве и простоте регулировки усилия затяжки. Вот почему краны этой конструкции применяют для массового выпуска в обычных условиях эксплуатации (например, кухонные газовые краны).
Сальниковые краны характеризуются тем, что необходимые для герметичности удельные давления на конических уплотнительных поверхностях корпуса и пробки со