Кран фланцевый со смазкой КС
В кране фланцевом со смазкой КС (рис. 1) в систему канавок, имеющихся в пробке и корпусе, при ввертывании болта 1 смазка из полости 2 попадает в полость 5, под нижний торец пробки, поэтому его называют самосмазывающимся. Под давлением смазки пробка немножко приподнимается и между пробкой и корпусом образуется пленка, которая обеспечивает плотность затвора и уменьшает трение при повороте пробки. Для смазки используют специальную кальциевую пасту на касторовом масле. Уплотнительная мембрана выполняется из листовой латуни или белой жести.
Краны КС-80 и КС-100 (рис. 1, а) имеют накидные ключи, с помощью которых пробка поворачивается на 90° и фиксируется ограничителем поворота. На верхней крышке корпуса даны отметки: О (открыто) и 3 (закрыто), а на выступе пробки нанесена стрелка. Направление стрелки относительно букв показывает положение отверстия пробки. Кран КС-150 (рис. 1, б) имеет червячную передачу, позволяющую поворачивать пробку на 90°. При помощи болта 14 можно регулировать зазор между пробкой и корпусом крана, болт через мембрану и шарик меняет положение пробки. Для доступа к регулировочному болту нужно снять колпак 13.
Рис. 1. Кран фланцевый со смазкой КС:
а - с ручным управлением; б - с червячной передачей:
1 - болт для подачи смазки; 2, 5 - полости для смазки; 3 - уплотнительная мембрана; 4 - корпус; 6 - пробка; 7 - регулировочный винт; 8 - ограничитель поворота; 9 - шариковый обратный клапан; 10 - рукоятка; 11 - червячная передача; 12 - опорный шарик; 13 - колпак; 14 - регулировочный болт; 15 - крышка.