Способы пересечения водопроводными сетями дорог, рек, оврагов
Прокладка трубопровода в грунте не допускается в тех случаях, когда водопроводные сети проходят через пути железных дорог. Это связано с тем, что разрыв или повреждение трубы может вызвать размыв полотна железной дороги. В специальные туннели или футляры (кожухи) требуется укладывать в подобных случаях. Обеспечить целостность пути при разрыве водопроводной трубы, а также позволить произвести ремонт трубопровода без вскрытии железнодорожного полотна и ограничений в движении, может соблюдение данного требования.
Рис. 1. Устройство трубопровода для перехода под железнодорожными путями.
1 - упор; 2 - железнодорожный путь; 3 - кожух (футляр) из стальных труб; 4 - стальная труба; 5 - опоры для труб.
Устройство для перехода трубопровода под железнодорожными путями, на данном изображении стальные трубы проложены в футляре, изображено на рисунке 1.
Концы футляра, при прокладке труб подобным методом, должны быть расположены в специальных колодцах, в которых установлены задвижки для возможности выключения линии. Сам футляр выглядит как стальная труба, с диметром, превышающим водопроводную. Трубопровод следует извлечь из футляра при его ремонте. Конечно же, это условие обязательно должно быть учтено при строительстве одного из колодцев. Футляр, при укладке, должен иметь уклон к одному из колодцев. В случае возникновения аварии на трубопроводе вода должна сливаться в один из колодцев, при этом труба должна быть оборудована устройством выпуска - этим всё и вызвано. По мостам, или по дну, так осуществляется прокладка водопроводных сетей через водоемы. К проезжей части моста следует подвешивать трубы, но это при том условии, если водопроводная линия проходит по мосту, при всём при этом требование доступа к ним для осмотров и ремонта в случае аварий должно быть обеспечено.
Следует провести работы по утеплению трубы, которые включают в себя, например, прокладку в коробе, который заполнен теплоизоляционным материалом, или способ обертывание трубы изолирующими материалами с оборудованием внешней изоляции из толя или кровельной стали - именно такие мероприятия стоит провести для предотвращения замерзания воды в трубе. Используют для переходов трубы из стали,.
Рис. 2. Переход трубопровода по дну водоема с использованием дюкера.
1 - сварной трубопровод диаметром 900 мм; 2 - каменная наброска; 3 - берегоукрепление; 4 - водобойный колодец; 5 - выпуск; 6 - упор.
Трубу в виде дюкера требуется проложить при устройстве переходов по дну водоема (рисунок 2). Но возможность осмотра и ремонта трубопровода после сооружения дюкера отсутствует, именно поэтому к контролю качества строительства и его прочности следует отнестись особенно внимательно. Трубы повышенной прочности со сварными стыками и усиленными муфтами применяются при строительстве дюкера. На поверхности проводится весь процесс сборки дюкера, а затем его уже в собранном виде опускают в траншею, которая обустроена на дне водоема методом подводного землечерпания. Прокладка дюкеров способом "протаскивания" является основным современным методом. Собранный на поверхности дюкер в готовом виде протаскивается специальными тросами по дну при помощи спецтехники (лебедок, тракторов и пр.) - вот в чём заключается данный способ. Специальными колодцами должны быть обустроены концы дюкеров, с оборудованными в них соответствующими переключениями.