Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Открытые каналы

Устройство и методика расчета открытых водопроводных каналов очень близки к канальным оросительным системам.

По результатам геологических и топографических изысканий выбирают трассу прохождения канала. Трассу канала выбирают в месте наиболее равномерного уклона рельефа по всей длине ее прохождения. Величина уклона трассы, являясь важнейшим параметром, напрямую влияет на скорость движения воды в канале и ограничивается целым радом условий. Небольшие величины уклона являются причиной малой скорости воды и, при обусловленном расходе воды, ведут к увеличению поперечного сечения канала с увеличением общестроительной стоимости.

Помимо этого при небольшой скорости движения воды происходят процессы заиления канала и зарастания его водной растительностью. Но слишком большие уклоны приводят к высоким скоростям движения воды вплоть до величин, способных вызвать размыв канала.

Максимально допустимые пределы скоростей движения воды напрямую зависят от характеристики грунта в месте прохождения канала, имеющихся укреплений дна и стенок канала и их свойств. Для неукрепленного грунта, не относящегося к скальным обычно скорость движения воды принимается около 0,6-0,7 м/с.

В каналах, облицованных материалом, допускается увеличение скорости потока до 1,5-2 м/с а то и выше. На практике применяется трапециевидная форма поперечного сечения канала, но в грунтах скального типа сечение может иметь прямоугольную форму. В грунтах, характерных для равнинной местности, коэффициент откоса, т.е отношение заложения глубины к высоте канала принимается равным 1,5-3. Но в общем случае этот коэффициент зависит от наличия и вида креплений поверхности канала и характеристики грунта.

Часто приходится устраивать обвалование русла канала или даже строительство насыпи в местах локального понижения местности, а также выемку грунта в холмах и возвышенностях для выдерживания заданного продольного уклона.

Строительство канала без облицовки допускается лишь в плотных грунтах с малой проницаемостью и соответственно низкими потерями на фильтрацию.  Для уменьшения фильтрационных потерь, уменьшения рисков оползания и размыва откосов, уменьшения неровностей поверхности  и устранения появления водной растительности применяют облицовку канала. В случае появлении опасности загрязнения воды в канале поверхностными грунтовыми водами облицовка устраняет или значительно снижает ее.

В настоящее время при строительстве каналов применяются такие виды облицовки как: битумное покрытие, бетонные  и железобетонные заливки, экранирование глиной, мощение и гравийная отсыпка. Два последних типа облицовки предназначены в основном для противодействия размывам и обрушениям, а остальные, кроме этого и для устранения фильтрации.

С целью уменьшения стоимости сооружения открытого водопроводного канала его обычно строят в одну линию.

Строительство канала и его последующая эксплуатация в нормальных и ремонтных режимах требует устройства целого ряда сооружений.

Пересечение трассы канала всевозможных препятствий в виде оврагов, глубоких понижений рельефа, дорог и других коммуникаций выполняется с помощью дюкеров, которые представляют из себя железобетонные или металлические гравитационные напорные водоводы.

Продолжение статьи . . .

Назад
Наши партнеры:
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Наши партнеры:
Проектирование: инженерных систем, сетей и коммуникаций, архитектурно-строительное проектирование.
Наши партнеры: